Как господдержка помогает развивать отечественный детский кинематограф

Образовательная сфера

Как господдержка помогает развивать отечественный детский кинематограф

За 5 лет работы новосибирская киношкола JuniorFilm сняла более 15 короткометражных фильмов и 4 полнометражных. Обучение прошли порядка 300 детей Новосибирской области: ребят можно увидеть в картинах новосибирских и московских режиссеров и рекламных проектах. В чем секрет успеха детского кино, и как господдержка помогает развивать сферу — в нашем материале. 

Камера, мотор, начали!

Наталья Рузайкина — основательница киношколы JuniorFilm. До открытия своего дела работала в банковской сфере, была руководителем и занимала должность заместителя директора по развитию в строительной компании. Идея открыть собственную киношколу родилась благодаря дочери предпринимательницы: «Ее пригласил сниматься в фильме московский режиссер. Тогда мы очень вдохновились миром кино! Прошла обучение по актерскому мастерству, окончила продюсерские курсы», — вспоминает Наталья. Так в Новосибирске появилась киношкола JuniorFilm. 


Клиентов находили через партнерство с местным модельными школами, также приглашали ребят из «Ералаша» и театральных студий города. По словам предпринимательницы, для команды JuniorFilm было и остается принципиально важным качественно обучать подопечных. Уже на начальных этапах JuniorFilm приглашал к сотрудничеству авторитетных педагогов города: преподавателей Новосибирского государственного театрального института и практиков киноиндустрии.

«И по сей день мы держим планку на высоком уровне: все члены команды постоянно проходят курсы по повышению профессионального мастерства, некоторые получают второе высшее образование. Среди моих коллег есть педагоги с научной степенью!», — поделилась Наталья Рузайкина.

Кино со смыслом

Как рассказывает основательница JuniorFilm, для нее киношкола — это гораздо больше, чем бизнес. Это способ самореализации и вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения России.

«Детское кино – это один из ключевых факторов, формирующих систему ценностей и культурный код нации. Оно несет воспитательную функцию и закладывает систему ценностей у подрастающего поколения. Сегодня в России индустрия детского кинематографа, к сожалению, переживает кризис. Из-за обилия иностранного контента современные дети создают себе кумиров из зарубежных боевиков и блокбастеров. Практически не имея альтернативы, будущее поколение вынуждено находить замену русским сюжетам. Со временем это может привести к подмене понятий и потере аутентичности нашего народа. Именно поэтому детское кино сейчас начинает поддерживается нашим государством», — объясняет Наталья Рузайкина.

Киностудия JuniorFilm создает фильмы, которые носят не только развлекательный характер, но и прививают детям основополагающие ценности - добра и справедливости, дружбы и любви, мужества и патриотизма, важности защиты окружающей среды, семейные ценности. 

По словам Натальи, педагоги JuniorFilm принимают активное участие в личностном становлении учеников школы. Она поясняет: «Дети становятся более уверенными в себе, раскрепощаются, осваивают навыки актерского мастерства и ораторского искусства, без стеснения и страха выступают перед широкой аудиторией. Эти навыки и качества пригодятся им не только в актерстве, но и глобально во всей их жизни».


Социальная миссия JuniorFilm признана и на уровне государства. Киношкола является лучшим социальным проектом в культурно-просветительской сфере города Новосибирска и работает при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. На полученные средства компания обновляет материально-техническую базу киностудии, приобретает дорогостоящее оборудование, что позволяет улучшать качество фильмов.

«В детской непосредственности кроется искренность»

Подопечные JuniorFilm участвуют в масштабных проектах. Это полноценная работа, которая требует от юных актеров организованности, терпения и ответственности. На вопрос о том, как съемочной команде киношколы удается организовать эффективную работу и при этом сохранять гибкость в работе с детьми, основательница киношколы отвечает: «Ребята пока еще не профессиональные актеры, и мы относимся к этому с пониманием. Иногда количество дублей одной сцены может достигать 10–15! Но в детской непосредственности и кроется та искренность, которая характерна для детского кино. В отличие от взрослых актеров наши подопечные более раскрепощенные и более естественные на съемочной площадке».

По словам Натальи Рузайкиной, в этом и кроется один из секретов успеха детского кино. Картины производства JuniorFilm традиционно популярны у семейной аудитории. Так, полнометражный фильм «Новый год не наступит никогда» собрал более 1 миллиона просмотров на YouTube. А в 2021 году фильмы «Загадочная находка», «Жемчужины желаний», «Санта-Клаус» стали финалистами федерального фестиваля «На Благо Мира».

Как господдержка помогает развивать детский кинематограф

На протяжении нескольких лет JuniorFilm получает поддержку в центре «Мой бизнес» Новосибирской области. Так, сотрудники киношколы проходили акселерационные программы и тренинги по продвижению в соцсетях. Также площадка центра стала местом продуктивного нетворкинга: здесь киношкола JuniorFilm обрела партнеров, с которыми плодотворно сотрудничает. 

Компания активно использует возможности по продвижению своей деятельности на федеральном уровне. В рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства подопечные JuniorFilm участвовали в 28-й международной выставке «CJF – Детская Мода-2022» в Москве, где представили сценические костюмы дизайнера Наталии Румянцевой. А в 2021 году JuniorFilm получил грантовую поддержку от минпромторга Новосибирской области. Средства потратили на аренду и ремонт студии и покупку оборудования. 

В планах у Натальи Рузайкиной дальнейшее развитие отчественного детского кинематографа. В 2023 году, как никогда ранее, основательница JuniorFilm видит необходимость формирования ценностных ориентиров у юных зрителей. Киношкола ведет активную работу в этом направлении: весной в кинотеатрах Новосибирска состоится премьера детского полнометражного фильма на основе русских сказок «Путешествие в Тридевятое царство». По словам руководительницы команда кинокартины постаралась популяризировать среди детей именно русскую, славянскую культуру. Фильм создан в партнерстве с музеем-театром сказок «Тридевятое царство», который работает под руководством социального предпринимателя Ольги Докучаевой. 


Центр «Мой бизнес» Новосибирской области помогает расти начинающим предпринимателям и действующим самозанятым, ИП, ООО в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Ежегодно более 10 000 человек посещают образовательные курсы центра, а порядка 500 клиентов открывают свое дело. Горячая линия центра: 8 800 600 34 07, сайт mbnso.ru.