Все звезды расцветают: как предпринимательница из Новосибирска развивает детский центр

Образовательная сфера

Все звезды расцветают: как предпринимательница из Новосибирска развивает детский центр

В 2020 году Мария Старостина, экономист по образованию и мама двоих детей, открыла детский центр «Астрокидс». О том, с какими проблемами сталкиваются начинающие предприниматели, в чем миссия социального бизнеса и как строить свое дело с привлечением господдержки — в материале специально для центра «Мой бизнес».

«Астрокидс» — это многопрофильный детский центр, где работают три группы присмотра и ухода за детьми от 1,3 до 7 лет, а также группа продлённого дня и организации досуга во время каникул для школьников. Каждую неделю в центре проходят более 20 развивающих занятий, в том числе совместные занятия для мам и малышей. Команда центра состоит из воспитателей, педагогов, логопедов, психологов, музыкального работника, художника ИЗО-студии, массажиста, специалиста ЛФК и учителя английского языка.

Благодаря организации занятий в малых группах, каждый ребенок в полной мере получает внимание педагогов, что позволяет определить интересы воспитанника и раскрыть его потенциал.

 

От мечты к действию

Руководитель «Астрокидс» Мария Старостина всегда интересовалась темой детского развития. С появлением собственных детей она еще больше погрузилась в дошкольную психологию. Однако долгое время это направление оставалось в ее жизни только в качестве хобби: «профессиональный путь я выбрала, как и многие, из принципа “где денег больше платят”, и стала юристом, экономистом. Работая по специальности до декрета, я понимала, что это не мое место. Что это временная точка. Я начала мечтать о своем проекте: детском садике или центре», — вспоминает Мария.

В 2020 году она вместе с подругой-партнером открыла «Астрокидс». В Центре занятости предпринимательница получила 200 тысяч рублей, дополнительную финансовую поддержку оказали родственники, также были привлечены кредитные средства.

Через полгода подруга вышла из дела, и Мария начала развивать «Астрокидс» самостоятельно. По признанию предпринимательницы, она непросто переживала потерю бизнес-партнера: «Я испытывала трудности в привлечении детей, мне было апатично тяжело. Я была на нижней грани выгорания и хотела закрыться», — вспоминает она.

Как отметила предпринимательница, толчком к качественно новому уровню развития «Астрокидс» стало знакомство с центром «Мой бизнес» Новосибирской области. В Центре инноваций социальной сферы — структурном подразделении регионального центра «Мой бизнес» — она нашла единомышленников, с которыми могла обсудить насущные проблемы и пути их решения.

Благодаря нетворкингу Мария познакомилась с соцпредпринимателями, занятыми в сфере детского развития, и создала группу директоров, где они помогают друг другу в поиске сотрудников, а также обмениваются опытом.

 

О социальной миссии

По признанию Марии, в самом начале своего бизнеса она не знала о том, что такое социальное предпринимательство. И только на курсе «Основы социального предпринимательства», организатором которого выступил центр «Мой бизнес», она осознала, какую миссию несет ее дело:

«Мой синдром самозванца о том, что мы зарабатываем деньги на людях, пропал. Мы действительно делаем бизнес, но предлагая услугу, которой нет в государственных учреждениях, которых большинство. К нам дети идут в самом начале развития, проходят адаптацию в социуме и обучаются навыкам самообслуживания, учения, дружбы. Все это происходит в небольших группах 7–10 человек вместо стандартных 35, и процесс идет намного комфортнее», — поделилась предпринимательница.

В 2022 году «Астрокидс» получил статус социального предприятия, что позволило участвовать в конкурсе на получение гранта. Проект Марии Старостиной был по достоинству оценен жюри, и предпринимательница выиграла грант в размере 500 тысяч рублей на развитие детского центра. Деньги потратили на аренду, обустройство и продвижение помещения для группы продленного дня.

Как рассказала руководитель центра, ее пример оказался вдохновляющим для коллег по соцбизнесу: «В прошлом году “Астрокидс” получил полмиллиона рублей на развитие, и я начала рассказывать о своем опыте другим! Встретила реплики: “ой, это так много документов, так страшно!”. А в этом году смотрю: все те, кто сомневался – решились и дошли до конца».

Большая поддержка для малого бизнеса

Сегодня Мария активно привлекает господдержку для развития детского центра. Так, в центре «Мой бизнес» она получила услугу по изготовлению печатной и сувенирной продукции. На условиях софинансирования напечатали стикеры и раскраски, а также сделали брендированные кружки, блокноты и папки, которые выдаются при заключении договора на посещение ребенка: «О таком методе продвижения я узнала от коллег в Москве. Когда клиент приходит, нужно подарить ему три вещи, желательно брендированные», — рассказала предпринимательница.

Благодаря центру «Мой бизнес» Мария бесплатно разместила вакансии на hh.ru, а также получила консультацию юриста. Специалист помог написать отзыв на судебный иск контрагента и разработать форму договора. Все меры поддержки доступны в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».


Рекомендации начинающим предпринимателям

«Астрокидс» растет и развивается уже третий год. За этот срок руководитель проекта накопила пул навыков и знаний, с которыми с удовольствием делится. Так, в апреле 2023 года она стала первым гидом в рамках проекта «В гостях у соцбизнеса», организатором которого выступил региональный Центр инноваций социальной сферы. Благодаря инициативе более опытные предприниматели становятся гидами-наставниками для начинающих: они знакомят участников экскурсий со своим делом и делятся опытом.

Сегодня Мария с улыбкой вспоминает свои первые шаги в бизнесе: все промахи обернулись полезным опытом и знаниями. Например, как рассказала предпринимательница, на старте своего бизнеса она старалась все делать по правилам. Сразу же наняла маркетолога, который создал бренд «Астрокидс» и наполнил его историей. Так появилась космическая тема, название, связанное с жилым комплексом, где расположен центр – «Астра», а также слоган «С нами звезды расцветают». Эти смыслы маркетолог увязал со сказкой «Маленький принц», детали которой прослеживаются в брендированной продукции и оформлении центра.

Однако, по признанию предпринимательницы, начинать надо было не с этого. Как отмечает Мария, в первую очередь необходимо было сосредоточиться на рекламе и продвижении: запустить предварительную продажу мест в детский центр и сделать большое и шумное открытие.

Другая рекомендация Марии связана с договорными отношениями с арендатором: «Надо было согласовывать пожарные вопросы с собственником помещения до заключения договора об аренде и в договоре прописать, за что несет ответственность собственник, а за что — арендатор». Как отметила Мария, в дальнейшем это снимает множество вопросов, которые неизбежно возникают в процессе эксплуатации помещения.

О планах на будущее

Мария планирует получить образовательную лицензию и сделать «Астрокидс» полноценным детским садом. Также в планах усовершенствование центра и масштабирование группы продленного дня. По признанию предпринимательницы, она не хочет идти по пути создания франшизы: «Я поездила по стране и поняла, что восхищаюсь теми бизнесами, где собственник несет свою идею сам на ряд филиалов», — объяснила она. 

Как отметила Мария, одним из признаков того, что «Астрокидс» двигается в правильном направлении, является расположение и благосклонность родителей, чьи дети посещают центр: «Детки остаются с нами не только до своего взросления, но и приводят своих младших братьев и сестер», — добавила предпринимательница.