Денег нет: как избежать кассового разрыва?


23 мая 2023

База знаний

Денег нет: как избежать кассового разрыва?

Бизнес прибыльный, но нет денег на зарплату сотрудникам или аренду? Почему возникает кассовый разрыв и как его предотвратить – разбираемся вместе с экспертом центра «Мой бизнес» Новосибирской области.

Кассовый разрыв — это временная нехватка денежных средств для исполнения текущих обязательств. Фактически бизнес может быть в плюсе, но в моменте у вас не будет денег, чтобы оплатить аренду помещения или выдать зарплату сотрудникам.

Предприятие может столкнуться с кассовым разрывом на любом этапе развития. И в период активного масштабирования, например, когда вы вложили деньги в открытие нового филиала, и во времена стабильного развития с хорошими показателями прибыли.

Директор бухгалтерской компании ООО «Финансовый навигатор» и эксперт центра «Мой бизнес» Новосибирской области Наталья Рапота рассказала о главных причинах кассового разрыва и поделилась инструкцией по управлению финансовыми потоками.

Причины кассового разрыва: найти и обезвредить

Кассовый разрыв возникает, когда не совпадают сроки поступления денег и сроки обязательных платежей. Причина такой ситуации только одна: отсутствие синхронизации поступления и расходования денежных средств. Ситуацию легко исправить, не превращая ее в системную ошибку. Важно лишь точно определить источник проблемы.

Отсутствие контроля за дебиторской задолженностью

Вы исправно выполняете свои обязательства перед покупателями, но оплата за товары и услуги не поступает. Таким образом предприятие оказывается в ситуации, когда средства потрачены на поставщиков и производство продукта, а ожидаемых денежных поступлений нет – покупатели с оплатой не торопятся. Между тем подходит день зарплаты…

Часто компании сами предлагают потребителю отсрочку или рассрочку платежа, увеличивая риски наступления кассового разрыва. Такие льготы лучше предоставлять, когда бизнес находится на этапе стабильного развития. Начинающему предпринимателю рекомендуется работать по предоплате.

Не учитываются сроки доставки

Всегда внимательно читайте договоры с поставщиками, особенно пункт о сроках доставки. Иначе можно оказаться в ситуации, когда деньги потрачены, а товар так и не отгружен. В этом случае предприятие неминуемо отстанет от плана выручки: будет вынуждено реализовывать меньшее количество продукции или вовсе рисковать простоем.

Нет баланса между производством и продажами

Из-за ошибок в планировании объемов производства вы рискуете остаться без денег, но с запасами товара. Одна из самых распространенных причин такой ситуации: вы закупили или произвели большую партию нового продукта, предварительно не изучив спрос на рынке. В итоге оказалось, что ваш товар не востребован. Еще одна причина кроется неадекватной оценке возможностей вашего отдела продаж.

Чек-лист от эксперта

Деньги любят порядок, поэтому глобально для избежания кассовых разрывов достаточно упорядочить финансы и установить строгий контроль над ними. Это скрупулезная и достаточно рутинная работа, но в ней нет ничего сложного. Чек-лист поможет сориентироваться в организации финансовых потоков и не допустить кассовых разрывов в будущем.

  1. Проведите аудит договоров с покупателями: пересмотрите подход к отсрочкам платежей и скорректируйте сроки оплаты. Рекомендуется переработать текст договора совместно с юристом и отшлифовать аргументацию нововведений для покупателей.

  2. Составьте план продаж и план поступления денег по датам. Обратите внимание: это два разных плана!

  3. Проведите аудит договоров с поставщиками и подрядчиками и составьте план расходов и платежей по датам. И это так же два разных плана.

  4. Сопоставьте план продаж с планом расходов. У вас получится документ, который у финансистов называется бюджетом доходов и расходов (БДР). Он поможет спрогнозировать показатели бизнеса за отчетный период. Важно сравнивать БДР с фактическими результатами вашего бизнеса, так можно оценить проблемные направления и предпринять действия по работе с ними.

  5. Сопоставьте план поступления денежных средств и план платежей – у вас получится бюджет движения денежных средств (БДС). Особое внимание уделите налогам и обязательным расходам (аренда, заработная плата, коммунальные платежи и др.). Зафиксируйте для себя, что к установленным датам у вас должны быть на счетах «несгораемые» суммы денег.

  6. Теперь сопоставляем два бюджета: БДР и БДС. Вы сразу же наглядно увидите разрывы и поймете, какие платежи необходимо сдвинуть по датам, а в какие периоды нужно активно накапливать денежные средства на счетах.

Например, каждый месяц в определенный день вам приходит оплата за товар от крупного заказчика. Если заработная плата сотрудникам выплачивается гораздо позже, то разумно скорректировать эту дату и поставить ее ближе ко дню поступления денежных средств.

Планы можно делать на квартал и на год, периодически корректируя их в зависимости от текущей экономической ситуации. Аналитическую работу с планами рекомендуется проводить ежемесячно.

Название: Денег нет: как избежать кассового разрыва?

Картинка для анонса: Array

Детальное описание: 

Кассовый разрыв — это временная нехватка денежных средств для исполнения текущих обязательств. Фактически бизнес может быть в плюсе, но в моменте у вас не будет денег, чтобы оплатить аренду помещения или выдать зарплату сотрудникам.

Предприятие может столкнуться с кассовым разрывом на любом этапе развития. И в период активного масштабирования, например, когда вы вложили деньги в открытие нового филиала, и во времена стабильного развития с хорошими показателями прибыли.

Директор бухгалтерской компании ООО «Финансовый навигатор» и эксперт центра «Мой бизнес» Новосибирской области Наталья Рапота рассказала о главных причинах кассового разрыва и поделилась инструкцией по управлению финансовыми потоками.

Причины кассового разрыва: найти и обезвредить

Кассовый разрыв возникает, когда не совпадают сроки поступления денег и сроки обязательных платежей. Причина такой ситуации только одна: отсутствие синхронизации поступления и расходования денежных средств. Ситуацию легко исправить, не превращая ее в системную ошибку. Важно лишь точно определить источник проблемы.

Отсутствие контроля за дебиторской задолженностью

Вы исправно выполняете свои обязательства перед покупателями, но оплата за товары и услуги не поступает. Таким образом предприятие оказывается в ситуации, когда средства потрачены на поставщиков и производство продукта, а ожидаемых денежных поступлений нет – покупатели с оплатой не торопятся. Между тем подходит день зарплаты…

Часто компании сами предлагают потребителю отсрочку или рассрочку платежа, увеличивая риски наступления кассового разрыва. Такие льготы лучше предоставлять, когда бизнес находится на этапе стабильного развития. Начинающему предпринимателю рекомендуется работать по предоплате.

Не учитываются сроки доставки

Всегда внимательно читайте договоры с поставщиками, особенно пункт о сроках доставки. Иначе можно оказаться в ситуации, когда деньги потрачены, а товар так и не отгружен. В этом случае предприятие неминуемо отстанет от плана выручки: будет вынуждено реализовывать меньшее количество продукции или вовсе рисковать простоем.

Нет баланса между производством и продажами

Из-за ошибок в планировании объемов производства вы рискуете остаться без денег, но с запасами товара. Одна из самых распространенных причин такой ситуации: вы закупили или произвели большую партию нового продукта, предварительно не изучив спрос на рынке. В итоге оказалось, что ваш товар не востребован. Еще одна причина кроется неадекватной оценке возможностей вашего отдела продаж.

Чек-лист от эксперта

Деньги любят порядок, поэтому глобально для избежания кассовых разрывов достаточно упорядочить финансы и установить строгий контроль над ними. Это скрупулезная и достаточно рутинная работа, но в ней нет ничего сложного. Чек-лист поможет сориентироваться в организации финансовых потоков и не допустить кассовых разрывов в будущем.

  1. Проведите аудит договоров с покупателями: пересмотрите подход к отсрочкам платежей и скорректируйте сроки оплаты. Рекомендуется переработать текст договора совместно с юристом и отшлифовать аргументацию нововведений для покупателей.

  2. Составьте план продаж и план поступления денег по датам. Обратите внимание: это два разных плана!

  3. Проведите аудит договоров с поставщиками и подрядчиками и составьте план расходов и платежей по датам. И это так же два разных плана.

  4. Сопоставьте план продаж с планом расходов. У вас получится документ, который у финансистов называется бюджетом доходов и расходов (БДР). Он поможет спрогнозировать показатели бизнеса за отчетный период. Важно сравнивать БДР с фактическими результатами вашего бизнеса, так можно оценить проблемные направления и предпринять действия по работе с ними.

  5. Сопоставьте план поступления денежных средств и план платежей – у вас получится бюджет движения денежных средств (БДС). Особое внимание уделите налогам и обязательным расходам (аренда, заработная плата, коммунальные платежи и др.). Зафиксируйте для себя, что к установленным датам у вас должны быть на счетах «несгораемые» суммы денег.

  6. Теперь сопоставляем два бюджета: БДР и БДС. Вы сразу же наглядно увидите разрывы и поймете, какие платежи необходимо сдвинуть по датам, а в какие периоды нужно активно накапливать денежные средства на счетах.

Например, каждый месяц в определенный день вам приходит оплата за товар от крупного заказчика. Если заработная плата сотрудникам выплачивается гораздо позже, то разумно скорректировать эту дату и поставить ее ближе ко дню поступления денежных средств.

Планы можно делать на квартал и на год, периодически корректируя их в зависимости от текущей экономической ситуации. Аналитическую работу с планами рекомендуется проводить ежемесячно.

Детальная картинка: