Россияне назвали недостаток финансов и нехватку знаний основными барьерами для бизнеса


17 марта 2020

Россияне назвали недостаток финансов и нехватку знаний основными барьерами для бизнеса
Предпринимателям

Россияне назвали недостаток финансов и нехватку знаний основными барьерами для бизнеса

В масштабном исследовании приняли участие более 144 тыс. человек

С целью выявления возможностей открытия своего дела и определения барьеров для старта и развития предпринимательской деятельности, а также оценки потребности предпринимателей и населения в получении дополнительного образования в сфере бизнеса Университетом «Синергия» был проведён масштабный социологический опрос, в котором приняли участие более 144 тысяч человек. Географию опроса составили все субъекты РФ.

Опрос был размещён на портале по поддержке предпринимателей «Мой бизнес» и представлял собой стандартизированную анкету полузакрытого типа с возможностью выбора нескольких вариантов ответа, адаптированную к четырём группам населения:

‒        действующие предприниматели (владельцы собственного бизнеса);
‒        начинающие предприниматели (респонденты, открывающие бизнес в настоящее время);
‒        потенциальные предприниматели (респонденты, планирующие открыть бизнес);
‒        граждане, не желающие открывать собственный бизнес.

Анкета для представителей бизнеса включала в себя несколько блоков вопросов, касающихся общих сведений о компании; проблем, с которыми они чаще всего сталкиваются; технологических решений, используемых и планируемых к внедрению в текущий процесс, а также мотивации и планов на будущее. 

Анкета для начинающих и потенциальных предпринимателей также включала в себя несколько блоков вопросов о мотивации и планируемых доходах, общей концепции будущего бизнеса, трудностях на пути к его открытию, а также наиболее востребованных образовательных программах, которые помогут будущим предпринимателям добиться своих целей. 

Исследование выявило зависимость объёмов среднемесячной выручки и личного дохода от:

-     пола предпринимателя: мужчины зарабатывают больше женщин, существенная разница проявляется, когда объём среднемесячной выручки превышает 500 тыс. рублей (63,7% против 36,3%), а ежемесячный личный доход достигает 100 тыс. рублей (64,2% против 35,8%);

-     уровня образования: чем выше уровень образования, тем больше личный доход. Так, например, каждый десятый предприниматель, личный доход которого превышает 10 млн рублей в месяц, – выпускник аспирантуры (в 6 из 10 случаев – обладатель научной степени), в то время как почти четверть предпринимателей со средним специальным и средним общим образованием сконцентрированы в категориях с личным доходом до 100 тыс. рублей.

В то же время зависимость объёмов среднемесячной выручки и личного дохода от возраста респондентов, а также числа сотрудников компании статистически не подтвердилась.

Наличие стартового капитала и его источники – характерная особенность, отличающая начинающих предпринимателей от потенциальных: начинающие предприниматели в два раза чаще (18,8% против 8,6%) заявляют, что имеют собственные средства на создание и развитие своего дела, тогда как потенциальные предприниматели почти в два раза чаще заявляют, что денежные средства им необходимы, однако они не знают, где их найти.

Как и ожидалось, основной причиной, сдерживающей развитие бизнеса, стала ограниченность финансов и капитала (42,6%). Второй по популярности проблемой стало отсутствие знаний и/или стратегии масштабирования (40,5%). Больше трети предпринимателей (35%) видят загвоздку в том, что у бизнеса очень маленькие объёмы выручки и продаж, при этом отсутствие прибыли волнует 12,9%. Для каждого четвёртого предпринимателя остро стоит проблема конкуренции (26,9%), а для каждого пятого – формирования надёжной команды и подбора персонала (20%). Сложность законодательства, регулирующего текущую деятельность, волнует 12,8% респондентов.

Вместе с тем, каждый одиннадцатый предприниматель (9,2%) не видит трудностей в ведении бизнеса.

Чаще всего стремление открыть свой бизнес было вызвано желанием работать на себя (64,7%) и зарабатывать больше денег (53,7%). Ещё одним популярным драйвером к открытию бизнеса послужило намерение и готовность воплотить свои мечты и идеи (39%). На четвёртую позицию респонденты поставили желание самостоятельно решать, что делать и над какими задачами работать (34,9%). Меньше всего предприниматели выбирали ответ «Потому что это было модно» (1,3%). Получается, что высокие доходы для предпринимателей – один из основных мотивов, но не самоцель. Важнее оказалась свобода, автономность, ощущение собственного статуса и власть.

Эксперты заключили, что среди потенциальных и действующих предпринимателей существует запрос на финансовую поддержку со стороны государства и получение дополнительного образования в сфере бизнеса, введение дополнительных программ обучения предпринимательской грамотности.

Эксперты Университета «Синергия» отмечают, что данные масштабного опроса свидетельствуют о довольно высоком уровне мотивации на открытие и развитие бизнеса в России. Вместе с тем ответы респондентов указывают на существующие трудности у действующих и начинающих предпринимателей, причем и для тех, и для других главная проблема – ограниченность финансов. На ее решение направлена поддержка со стороны государства, предусмотренная нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это льготные кредиты малому и среднему бизнесу, микрофинансирование предпринимателей, которые по тем или иным причинам не воспользовались традиционными банковскими продуктами, грантовая поддержка малого инновационного предпринимательства, субсидирование при размещении ценных бумаг на бирже, льготный лизинг, государственные субсидии для резидентов технопарков и т.д.

Название: Россияне назвали недостаток финансов и нехватку знаний основными барьерами для бизнеса

Картинка для анонса: Array

Детальное описание: 

С целью выявления возможностей открытия своего дела и определения барьеров для старта и развития предпринимательской деятельности, а также оценки потребности предпринимателей и населения в получении дополнительного образования в сфере бизнеса Университетом «Синергия» был проведён масштабный социологический опрос, в котором приняли участие более 144 тысяч человек. Географию опроса составили все субъекты РФ.

Опрос был размещён на портале по поддержке предпринимателей «Мой бизнес» и представлял собой стандартизированную анкету полузакрытого типа с возможностью выбора нескольких вариантов ответа, адаптированную к четырём группам населения:

‒        действующие предприниматели (владельцы собственного бизнеса);
‒        начинающие предприниматели (респонденты, открывающие бизнес в настоящее время);
‒        потенциальные предприниматели (респонденты, планирующие открыть бизнес);
‒        граждане, не желающие открывать собственный бизнес.

Анкета для представителей бизнеса включала в себя несколько блоков вопросов, касающихся общих сведений о компании; проблем, с которыми они чаще всего сталкиваются; технологических решений, используемых и планируемых к внедрению в текущий процесс, а также мотивации и планов на будущее. 

Анкета для начинающих и потенциальных предпринимателей также включала в себя несколько блоков вопросов о мотивации и планируемых доходах, общей концепции будущего бизнеса, трудностях на пути к его открытию, а также наиболее востребованных образовательных программах, которые помогут будущим предпринимателям добиться своих целей. 

Исследование выявило зависимость объёмов среднемесячной выручки и личного дохода от:

-     пола предпринимателя: мужчины зарабатывают больше женщин, существенная разница проявляется, когда объём среднемесячной выручки превышает 500 тыс. рублей (63,7% против 36,3%), а ежемесячный личный доход достигает 100 тыс. рублей (64,2% против 35,8%);

-     уровня образования: чем выше уровень образования, тем больше личный доход. Так, например, каждый десятый предприниматель, личный доход которого превышает 10 млн рублей в месяц, – выпускник аспирантуры (в 6 из 10 случаев – обладатель научной степени), в то время как почти четверть предпринимателей со средним специальным и средним общим образованием сконцентрированы в категориях с личным доходом до 100 тыс. рублей.

В то же время зависимость объёмов среднемесячной выручки и личного дохода от возраста респондентов, а также числа сотрудников компании статистически не подтвердилась.

Наличие стартового капитала и его источники – характерная особенность, отличающая начинающих предпринимателей от потенциальных: начинающие предприниматели в два раза чаще (18,8% против 8,6%) заявляют, что имеют собственные средства на создание и развитие своего дела, тогда как потенциальные предприниматели почти в два раза чаще заявляют, что денежные средства им необходимы, однако они не знают, где их найти.

Как и ожидалось, основной причиной, сдерживающей развитие бизнеса, стала ограниченность финансов и капитала (42,6%). Второй по популярности проблемой стало отсутствие знаний и/или стратегии масштабирования (40,5%). Больше трети предпринимателей (35%) видят загвоздку в том, что у бизнеса очень маленькие объёмы выручки и продаж, при этом отсутствие прибыли волнует 12,9%. Для каждого четвёртого предпринимателя остро стоит проблема конкуренции (26,9%), а для каждого пятого – формирования надёжной команды и подбора персонала (20%). Сложность законодательства, регулирующего текущую деятельность, волнует 12,8% респондентов.

Вместе с тем, каждый одиннадцатый предприниматель (9,2%) не видит трудностей в ведении бизнеса.

Чаще всего стремление открыть свой бизнес было вызвано желанием работать на себя (64,7%) и зарабатывать больше денег (53,7%). Ещё одним популярным драйвером к открытию бизнеса послужило намерение и готовность воплотить свои мечты и идеи (39%). На четвёртую позицию респонденты поставили желание самостоятельно решать, что делать и над какими задачами работать (34,9%). Меньше всего предприниматели выбирали ответ «Потому что это было модно» (1,3%). Получается, что высокие доходы для предпринимателей – один из основных мотивов, но не самоцель. Важнее оказалась свобода, автономность, ощущение собственного статуса и власть.

Эксперты заключили, что среди потенциальных и действующих предпринимателей существует запрос на финансовую поддержку со стороны государства и получение дополнительного образования в сфере бизнеса, введение дополнительных программ обучения предпринимательской грамотности.

Эксперты Университета «Синергия» отмечают, что данные масштабного опроса свидетельствуют о довольно высоком уровне мотивации на открытие и развитие бизнеса в России. Вместе с тем ответы респондентов указывают на существующие трудности у действующих и начинающих предпринимателей, причем и для тех, и для других главная проблема – ограниченность финансов. На ее решение направлена поддержка со стороны государства, предусмотренная нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это льготные кредиты малому и среднему бизнесу, микрофинансирование предпринимателей, которые по тем или иным причинам не воспользовались традиционными банковскими продуктами, грантовая поддержка малого инновационного предпринимательства, субсидирование при размещении ценных бумаг на бирже, льготный лизинг, государственные субсидии для резидентов технопарков и т.д.

Детальная картинка: Array