Быть экспортером в 2022 году: как новосибирская компания открыла новые возможности в условиях санкций

Производство

Быть экспортером в 2022 году: как новосибирская компания открыла новые возможности в условиях санкций

Ксения Вырвинская — создатель и руководитель компании «Эколюкс», которая специализируется на поставках производственных электротехнических товаров на зарубежные рынки. Как найти b2b-клиентов в сложной отрасли, и с какими проблемами столкнулись экспортеры в 2022 году, — читайте в нашем интервью с директором компании.


— Ксения, расскажите, чем занимается компания «Эколюкс» и кто ваши клиенты? 

— «Эколюкс» является частью группы компаний. У нас офисы в России и в Казахстане. Мы работаем только в секторе b2b, наши клиенты – это промышленные предприятия. Изначально мы стали позиционировать себя как промышленный супермаркет или даже техпортал, где в формате «одного окна» помогаем промышленному предприятию подобрать качественную продукцию. На базе «Эколюкс» мы отбираем производителей и создаем ассортимент. В итоге наши клиенты в одном месте могут найти все, что им нужно. 

— Это ваш первый опыт предпринимательства?

— Я являюсь собственником бизнеса с 2009 года, до этого работала в частной компании и в банке. Опыт работы в найме дал мне возможность больше узнать о проблемах, с которыми сталкивается бизнес. Ты узнаешь о задачах, которые стоят перед компаниями, и начинаешь анализировать: “А как бы я решила этот вопрос?”.

Наверное, это та самая предпринимательская жилка! Когда ты не просто исполнитель, ты хочешь что-то решать, придумывать. У тебя рождаются идеи и ты просто не можешь не действовать!

— Как и когда возникла идея открыть «Эколюкс»? Почему выбрали именно эту сферу?

— Можно сказать, что это семейный бизнес. У отца в Казахстане была и есть компания, которая занимается электромонтажом. На моих глазах дело росло и развивалось.

Я видела, что и для монтажников, и для конечных потребителей очень важно иметь качественное оборудование. Для предприятий в странах СНГ часто актуален вопрос: как привезти промышленные компоненты определенных производителей. Дело в том, что не все зарубежные производители готовы работать на экспорт: либо закупки маленькие, либо сложности с оформлением документации. Все-таки специалистов по ВЭД у нас не так много. Так пришла идея создать портал, который будет решать за клиента все вопросы с поставками.

— Вы открылись в 2009 – это год экономического кризиса. С какими проблемами приходилось сталкиваться?

— Первые шаги были достаточно сложными. Но я всегда воспринимаю кризисные моменты как чистку рынка. Компании, которые не думают на шаг вперед, уходят с рынка, и остаются только профессионалы. Кризис – это просто напросто вызов, с которым нужно столкнуться, и который нужно решить. Сейчас у предпринимателей есть  «Мой бизнес», где можно получить бесплатные консультации по ряду вопросов. В 2009 году, когда мы начинали, приходилось рассчитывать исключительно на свои силы.

НДС при экспорте товаров – первая большая трудность, с которой пришлось столкнуться. Дело в том, что не все компании своевременно подавали отчетность.

Я поняла, что у меня есть пробелы в знаниях и отучилась на бухгалтера. Читать бухгалтерскую отчетность – это одно, но понимать все процессы изнутри – это совершенно иной уровень погружения в бизнес. Также я прошла обучение таможенному делу и стала сертифицированным специалистом по таможенному оформлению. Я вникала во все бизнес-процессы, и, знаете, это помогает разрешить очень много проблем даже в реалиях 2022 года.


— Как находили первых клиентов?

— Первых клиентов мы находили на тендерных площадках. Часто презентовали наших производителей на выставках: организовывали мультистенды, рассказывали о преимуществах.

В 2009 году на рынке только начала появляться светодиодная продукция. Наши энергетики воспринимали ее в штыки: ты работаешь с привычным и понятным товаром и что-то новое тебе не интересно. Мы с нашими производителями проводили обучающие семинары. Делали мудборды лабораторий, в которых показывали разницу, наглядно демонстрировали возможности экономии электроэнергии, делали расчеты и показывали сколько стоит утилизация ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, обычных ламп накаливания  и светодиодов. 

— Поговорим о масштабах: каких результатов удалось добиться за годы работы?

— Мы развиваемся очень осознанно. В штате пять человек, до конца года планируем привлечь еще двоих. И это абсолютно выверенное решение. Мы работаем с тем объемом, который нам доступен, чтобы не подводить наших клиентов. 

В 2022 году мы начали работать не только на экспорт, но и на импорт. У нас есть возможность помогать российским предприятиям в поставках оборудования от производств, которые не работают с Россией напрямую. Так мы сокращаем и наши логистические издержки, и помогаем отечественным предприятия поддерживать производительность на том же уровне.

— 2022 год выдался очень непростым для большинства предпринимателей. Компании-экспортеры ощутили на себе санкционное давление сильнее многих. Расскажите, как удалось адаптироваться к новым реалиям? 

— Санкционное давление ударило по нам очень сильно. В марте вышло постановление о запрете на вывоз отдельных категорий товаров из страны (О запрете на вывоз отдельных категорий товаров, постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 311). Мы пришли на работу после мартовских праздников, а у меня машина стоит на границе и ее не пропускают.

Мне очень помог семинар по вопросам логистики в центре «Мой бизнес». Эксперт сказала очень простую фразу, которая расставила все по своим местам: «Остановитесь и поймите правила игры. И тогда все станет понятно!»

Первые полтора месяца были очень тяжелыми, я постоянно была на связи с сотрудниками Центра поддержки экспорта. И мы смогли перестроиться! В том числе в этом помогли мои знания таможни. Я знала, что такое сертификат СТ-1, я знала, как его оформлять, и я знала, какие документы для этого нужны. Поэтому многие вопросы с провозом продукции решились. 

— Какие услуги вы получали в центре «Мой бизнес»? Какие возможности открылись для вашей компании?

— С центром «Мой бизнес» мы работаем очень плотно и очень долго. Приятно, что в центре работают профессионалы, которые по-настоящему неравнодушны к твоему делу.

Вместе с Центром поддержки экспорта мы съездили в бизнес-миссию в Киргизию. Было организовано порядка шести деловых встреч, итогом поездки стали два постоянных клиента. Я считаю, что это очень хороший результат!

В этом году я училась в первом потоке экспортного акселератора в Сколково. Это была настоящая пересборка бизнеса. Опыт экспертов, общение с коллегами из разных сфер — все это помогло взглянуть на компанию под совершенно другим углом и приблизиться к пониманию своего позиционирования и целей. 

Также в центре «Мой бизнес» мы получили услугу по автоматизации бизнес-процессов. Кстати, мы были первой компанией, которая заключила договор! Остались очень довольны качеством настройки.

В планах расширение штата, сотрудников ищем на hh.ru: центр предоставил бесплатный доступ к платформе.

— Поделитесь вашими планами на будущее. В каком направлении планируете развивать компанию?

— Планируем расширить ассортимент продукции. Рассматриваем возможность охватить всю промышленность, а не только электронику. Также будем развивать не только экспортное направление, но и импорт, чтобы логистические каналы работали в оба направления. Наконец, планируем укрепиться на текущих позициях и подготовить базу для будущего.

— Что бы вы рекомендовали начинающим предпринимателям? Это может быть совет из вашей предпринимательской практики, книга или фильм – что угодно!

— Найти гармонию. С одной стороны не бояться действовать, с другой стороны, четко понимать, как именно ты будешь это делать. Важно сразу просчитывать несколько вариантов развития событий: от самого худшего до самого лучшего. Когда ты прожил самый худший вариант, тебе уже не страшно. Ты наперед знаешь, как тебе поступать, ведь план уже готов.

Также рекомендую книгу «Deadline. Роман об управлении проектами» Тома Демарко. Будет полезно для владельцев бизнеса любого масштаба.