Мода со смыслом: как дизайнер из Новосибирска создала экологичный бренд одежды и покорила столичные подиумы
Светлана Шпадырева — основатель экологичного бренда женской одежды Svetlana Shpadyreva. Свои коллекции она создает путем творческого переосмысления и модификации уже существующих вещей. За два года дизайнер прошла большой путь: от коллекции из десяти моделей до участия в Московской неделе моды и открытия собственного модного пространства в самом сердце Новосибирска.
«Я всегда стремилась к самостоятельности и своему делу»
По профессии Светлана дизайнер костюма, также имеет юридическое образование. Большую часть карьеры она работала на себя: была текстильным дизайнером интерьеров в собственном салоне штор, развивала меховое ателье и магазин одежды.
«В найме за всю свою жизнь я проработала не более 5 лет. Я всегда стремилась к самостоятельности и своему делу», — рассказала она.
Идея создать собственный экологичный бренд одежды родилась после декретного отпуска, когда Светлана проходила обучение в московской академии брендинга и дизайна. Вдохновением стал урок, который назывался «испорченный пиджак» — нужно было из мужского пиджака создать что-то гениальное, креативное.
«Мне эта идея понравилась, я начала искать информацию об апсайклинге и оказалось, что это мировой тренд. Такой подход к дизайну одежды не требует больших ресурсов и финансовых вложений. Это отличная возможность начать свое дело, не имея капитала. Здесь важны руки, идеи и команда!»
Апсайклинг — осознанная мода
Как отметила Светлана, апсайклинг не только даёт простор для творчества, но и культивирует бережное отношение к окружающей среде:
«В мире уже отшито столько одежды, что не отшивай мы больше, нам бы хватило одеваться на много лет вперед! Апсайклинг подразумевает, что материалы не просто перерабатывают или утилизируют, а используют для создания чего-то нового, более ценного и полезного. В целом концепция апсайклинга способствует уменьшению отходов, продлевает жизнь предметам и вещам».
Апсайклинг — современный тренд, призванный дать новую жизнь и новые функции уже существующим предметам и вещам.
В качестве основы для своих изделий Светлана выбирает мужские костюмы и пиджаки: «Тренд на пиджак с мужского плеча получил новое прочтение: деконструкция, сложная форма, декорирование воланами, использование джинсовых деталей помогли создать новую элегантную классику», — рассказала она.
Философия бренда — креативная одежда с заботой о планете.
От идеи до подиума
От идеи до первой отшитой коллекции прошел всего месяц. В феврале 2022 года Светлана представила 10 пиджаков своего бренда в рамках форума по вопросам экологии. Как отметила дизайнер, практически вся коллекция была раскуплена в соцсетях еще до показа.
За первый год существования бренда она приняла участие в 7 показах в Новосибирске. В 2023 года презентовала свои коллекции в Москве и Казани, а в 2024 году ее бренд был представлен на Московской неделе моды на ВДНХ. В мероприятии участвовало порядка 300 российских дизайнеров. Критики и модные журналы высоко оценили коллекцию Светланы Шпадыревой.
А в ноябре 2024 года вместе с другими талантливыми сибирскими дизайнерами Светлана открыла модное пространство в самом центре Новосибирска по адресу ул. Максима Горького 54, 3 этаж, офис 310.
«Всегда должен быть план Б»
Запуск и продвижение собственного модного бренда часто связаны с напряженными моментами, требующими быстрого реагирования. Светлана рассказала о нескольких подобных случаях.
В марте 2023 года она должна была представить дипломную коллекцию по итогам полуторагодовой программы по дизайну и созданию своего бренда. Накануне, всего за месяц до события, она продала практически всю одежду из линии:
«С одной стороны, это радость! С другой — мне не с чем было ехать на защиту. Я сутками не спала — заново отшивала всю коллекцию. Конечно, не все удалось сделать так, как я хотела, но в целом, результатом я довольна», — поделилась дизайнер.
Как отметила Светлана, нередко на показах моды дизайнеры сталкиваются с непредвиденными ситуациями. Например, одежда сидит на модели не так, как задумывалось. Но, по словам дизайнера, с опытом приходит умение быстро справляться с такими неожиданностями.
«Я решила, что лучше ничего не ожидать, но готовиться к худшим вариантам, чтобы всегда был план Б», — добавила она.
Неравнодушный бизнес: как фотосессия на свалке помогла очистить лес
Бренд Светланы Шпадыревой проявляет социальную ответственность не только через продвижение ценностей апсайклинга, но и гораздо шире.
Несколько лет дизайнер добивалась очистки соснового бора в одном из районов Новосибирска. В борьбе за чистый лес помог творческих подход к проблеме. Она организовала провокационную фотосессию со смыслом: модели в апсайкл-костюмах бренда Svetlana Shpadyreva предстали на фоне свалки в сосновом бору.
Перформанс привлек внимание СМИ. Благодаря общественному резонансу на проблему, которая не решалась порядка 20 лет, обратили внимание.
«Человек создает красоту и искусство: красивые интерьеры для себя, красивую одежду, готовит вкусную еду, окружает себя удобствами и комфортом, и при этом ходит по мусору. Он пользуется благами земли, а взамен оставляет лишь горы пластика. Я и мои единомышленники хотим показать, что природа — зеркало нашей культуры», — добавила Светлана.
Когда мама — предприниматель
Светлана успешно совмещает развитие собственного бренда одежды с воспитанием троих сыновей. Государственная поддержка помогает ей на этом пути.
Минэкономразвития России создало специальную обучающую программу «Мама-предприниматель», предназначенную для женщин с детьми, которые хотят развивать свое дело. В июле 2024 года в центре «Мой бизнес» состоялся региональный этап программы. Светлана прошла конкурсный отбор, успешно окончила обучение и получила шанс побороться за грант в 100 тысяч рублей на развитие своего дела. По результатам защиты проекта она заняла третье место.
Дизайнер поделилась своими впечатлениями: «Программа „Мама-предприниматель“ помогла мне понять, как будет развиваться мой бизнес, подарила много новых знакомств и отличное настроение!».
В планах у предпринимательницы развивать онлайн и офлайн-продажи, а также сделать сайт для своего бренда.
Фото из архива Светланы Шпадыревой