Бережливое производство в наше время — это уже не конкурентное преимущество, а обязательное условие выживания на высококонкурентном рынке. Советы по внедрению от специалистов Сбербанка
Бережливое производство применяется в тысячах компаний по всему миру в совершенно разных областях — телекоммуникации, компьютерные технологии, автомобильная промышленность, финансовые институты, сфера услуг и т.д. Его внедряют такие гиганты, как Toyota, GE, Motorolla, IBM, Citibank, в России — РЖД, Росатом, ЕВРАЗ, КАМАЗ и, конечно, Сбербанк. Но размер компании не является ограничением для внедрения. Просто в большой корпорации и суммарный эффект от внедрения больше.
С чего начать
Залог успеха — руководство компании должно публично поддерживать и транслировать ценности Lean, показывать личным примером, как это работает.
Для начала внедрения принципов Бережливого производства важно обучить сотрудников базовым понятиям и инструментам, чтобы каждый сотрудник понимал, какая трансформация ждет организацию и почему это важно. Сопротивление сотрудников изменениям — главный стопор для внедрения. Важно каждому донести, что меняется само отношение к ошибкам сотрудников и их причинам. При традиционном подходе к управлению принято считать, что люди делают ошибки, потому что они не стараются, то есть они виноваты. Бережливый подход учит, что люди делают ошибки, потому что процесс плохо построен. Процесс должен быть таким, чтобы ошибка была в принципе невозможна, чтобы правильно было сделать проще, чем неправильно.
Важно понимать, что на развитие проектной деятельности, в т.ч. по Lean методологии должны быть выделены ресурсы, в первую очередь временные.
Ценность продукта и потери
Ценность — это то, за что клиент готов «платить», то есть это то, что напрямую удовлетворяет его потребность. Все действия, которые не создают ценность для клиента, являются потерями. Это расходование ресурсов организации на то, что никем не востребовано. Борьба с потерями — это краеугольный камень Бережливого производства. Выделяют 8 видов потерь: брак, перепроизводство, транспортировка, лишняя обработка, запасы, лишнее движение, ожидание, потеря интеллекта.
При этом клиент может быть как внешним, так и внутренним. Внутренний клиент — это сотрудник организации, пользующийся внутренними сервисами компании–оборудование рабочего места, система доступа в помещение компании, начисление заработной платы и т.д. Внешний клиент — это клиент в традиционном понимании. Для такого клиента, получающего в банке карту, ценностью будет только сам момент получения карты, приобретение возможности ею пользоваться. Все остальные шаги — написание заявления, приход в офис, ожидание в очереди — это потери. И их нужно минимизировать или упразднить полностью.
В целом, задача компании — принести максимальную ценность для клиента, при этом минимизировав все издержки и потери. Это позволит сделать клиента довольным, снизить стоимость продукта/услуги для него и сделать компанию прибыльной.
Кто должен искать потери
Первая роль — уруководства. Оно создает среду для совершенствования процессов и устранения потерь. Но фактически в этот процесс должен быть вовлечен каждый сотрудник, в том числе через небольшие ежедневные улучшения своего рабочего места и процесса. Важно понимать, что внедрение бережливого производства, совершенствование процессов — это процесс, не имеющий финальной точки, поскольку у совершенства нет предела. Мы каждый день можем и должны улучшать свою работу.
Где искать потери
Есть общие для большинства организаций и наиболее заметные источники потерь времени и ресурсов. Большая проблема для организации, если у сотрудников нет стандартов работы, когда они не понимает, по каким критериям и как будут оценивать эффективность их работы. Также важно проанализировать процесс согласования тех или иных документов и исключить лишние звенья. Длительные совещания с большим количеством участников — это настоящие убийцы времени, к тому же от этого страдает мотивация команды. Загроможденные документами столы сотрудников — это тоже потери времени: на поиск нужного документа сотрудником, времени ожидания клиента, пока обработают его заявку и т.д. В целом, бумажный документооборот — это анахронизм и источник значительных потерь.